Православная женская гимназия во имя Рождества Пресвятой Богородицы

Вторник, 23.04.2024, 18:11

Приветствую Вас Гость | RSS


Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2011 » Декабрь » 9 » «Параскева-рукодельница»
11:06
«Параскева-рукодельница»

Учитель вышивки Зиновьева Галина Николаевна и коллектив учениц Православной женской гимназии приняли участие в Межрегиональном православном фестивале декоративно-прикладного творчества «Параскева-рукодельница», который проходил в г. Улан-Удэ. 18-20 ноября 2011г.

Галина Николаевна выступила с докладом "РУЧНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА КАК ТРАДИЦИОННОЕ ЖЕНСКОЕ РУКОДЕЛИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ (из опыта работы в Православной женской  гимназии в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Иркутска) ":

      Испокон веку предназначением женщины в православной традиции были дом, семья, материнство. Духовная и телесная чистота поддерживались трудом и любовью женщины. Девочек обучали домашнему мастерству с 6-7 лет. Она училась прясть, ткать, шить и вышивать. Искусство вышивания, пожалуй, как никакой другой вид рукоделия позволяет развить эстетический вкус, творческое отношение к труду, с малых лет приучает девочку к аккуратности, усидчивости, а главное – к терпению. И в наши дни всякая общественная деятельность  женщины только тогда приносит добрые плоды, когда она не забывает о своей главной обязанности – быть охранительницей и украсительницей домашнего очага. Хотелось бы, чтобы девушки, выходя из школы во взрослую жизнь, в полной мере осознали эту роль и приуготовили себя к  ее исполнению.

     Именно Божий замысел о женщине – быть доброй женой, матерью, хозяйкой, способной обустроить свой дом, создать в нем уют, -  взят во внимание при обучении девочек ручной художественной вышивке в Иркутской православной женской гимназии.

     В нашей гимназии в течение десяти лет художественная вышивка была включена в учебный план как уроки технологии с 1-го по 5-ый классы. Работа велась по специально составленной  Программе. Первая редакция Программы, утвержденная в 1999г., затем была значительно расширена и дополнена новыми разделами (утв.2006г).  Задача уроков  по ручной художественной вышивке – развить природно-ценностные качества девочки, убедив ее (и ее родителей) в том, что раз Бог создал ее женщиной, то умение к рукоделию в ней заложено. В наше суетное, шумное, «компьютерное» время такое занятие просто необходимо, чтобы найти возможность сосредоточиться, вслушаться в себя, что-то обдумать и помолиться в уединении. Надо заметить, что тонкая работа с иглой и пяльцами в руках и с медицинской точки зрения способствует не только обретению покоя, но и стимулирует функцию головного мозга, т.к. работой заняты кончики пальцев, где сосредоточены нервные окончания.

     Количество часов, отводимое на предмет (2 ч. в неделю), позволяло  подробно, соблюдая поэтапность в развитии навыков, знакомить детей с различными техниками шитья от элементарных швов на первом году обучения до таких сложных техник как тоновая (рисовальная) гладь, строчевое шитье, ришелье в 5-м классе. В первом  классе первоначально швы выполнялись на образцах. После усвоения двух-трех швов дети вышивали изделие, как правило, это небольшая салфеточка с узором на рождественские или пасхальные мотивы. Во втором и третьем классах осваивали различные техники гладей: александровская (двойная), полтавская, владимирская.., вышивая  прихватки, детские нагрудники, воротнички, закладки, платочки, панно…  За три года девочки осваивали основные техники вышивания и могли приступить в 4-ом классе к выполнению первой работы для приданого: подножное венчальное полотенце. 

     Предлагаемый учебный курс имеет исключительно практическую направленность. Тетради ведутся. В них зарисовываем очередной шов или переводим вышиваемый узор, схематично фиксируя особенность той или иной техники и даем краткое ее описание. Это вся теория, занимающая 15-20 минут от запланированного на усвоение техники от 10 до 16 и более часов. Однако, приступая  к первой работе для приданого – полотенцу -  стараемся как можно содержательнее и эмоциональнее преподать девочкам, что же такое  мы будем делать и главное -  для чего.  Начинаем разговор о приданом. Что означает это слово -  ПРИДАНОЕ. Говорим о том, что в православной традиции было правилом, чтобы  часть приданого готовила для себя сама будущая невеста. Особое место здесь занимали вытканные и вышитые полотенца. К поре замужества девушка своими руками готовила столько полотенец, чтобы ими можно было одарить всю женихову родню, повязать сватам и дружкам, передать положенное в церковь, украсить дом в день свадьбы.

     Полотенце было особенно значимым в интерьере, быту, обрядах. По одним названиям можно судить о их многофункциональности: набожники, зеркальники, стеновые, блинники, рукотерники, рукобитные, подножники, обыденные… О последнем стоит сказать отдельно. На Руси существовали обыденные церкви и обыденные полотенца. Обыденная церковь строилась за одни сутки или за один световой день, от восхода до заката солнца. Такой обет брали на себя мужчины при большой беде, обрушившейся на их местность. Это мог быть мор от неизлечимой болезни, или неурожай, грозивший повальным голодом. А женщины при таких же обстоятельствах по обету, в тайне, за один световой день  ткали или вышивали полотенце. Этот факт подчеркивает главенствующую роль полотенца среди других изделий женских рук.

     Но вернемся к свадьбе, венчанию. В народе считалось, что свадьба без даров ненастоящая свадьба. На свадьбе устраивался своеобразный смотр талантов невесты, ее трудолюбия. Вместе с  тем,  подарки делались с целью сближения с семейством мужа, его родными. В некоторых местах России, когда жених приезжал свататься, то невеста в знак согласия одаривала его полотенцем.

      Орнамент, вышитый на полотенце, был говорящим. Ромбы, кресты, круги, солярные знаки, женские фигуры, павы, изображения древа имели свой смысл, выполняли охранительную функцию для будущей семьи. Охранительное значение имел и цвет вышитого полотенца. Цвет преобладал красный, символизирующий животворящие силы природы, он, по народным представлениям, способствовал притоку жизненных сил. Наши далекие предки, вышивая узор на венчальном  полотенце, загадывали и творили свою счастливую долю, вырисовывая иголочкой различные магические знаки на холсте. В этой символике, связанной с языческими поверьями, было много поэзии. В силу этой поэтичности она благополучно уживалась с истинно православной верой. Постепенно магическое значение узоров в вышивке утратилось. Однако смысл, который  вкладывали наши прапра…бабушки – творить счастливую долю своими руками  - остается первостепенным и для нас. Только оберегом счастливой доли выступают не магические знаки языческого происхождения, а молитва, которую вспоминает юная вышивальщица в выдавшуюся тихую минуту.

     С такими сведениями в дозированном варианте, соответствующем обучаемой аудитории, знакомятся дети  перед тем, как приступить к вышиванию  первого крупного изделия для приданого – подножного венчального полотенца. Обязательно толкуем символику подножного венчального полотенца:

           - На каком фоне вышит узор? На белом. Почему? Белый цвет – символ чистоты. «Браки совершаются на небесах». Можно сравнить полотенце с облаком.

           - А почему одно полотенце? Можно ведь для жениха и невесты постелить отдельные подножники. Именно одно полотенце как символ единения. Полотенце  -  как одна дорога на двоих. «Будете оба в плоть едину», - говорится в Евангелии.

           - Посмотрим на вышитые узоры – они одинаковые на обоих концах. Что это означает? А это означает то, что у мужа и жены один жребий на двоих. Отныне все радости и горести пополам. Каждый в ответе за другого…

     В пятом классе, на последнем году обучения, выполняли другое большое изделие для приданого: крестильную рубашку или крестильную пеленку, предварив работу над ним рассказом о следующем важнейшем таинстве – крещении.

     Что показал опыт десятилетней работы  по учебному курсу «Ручная художественная вышивка»? Самое главное, он позволил наглядно убедиться в том, что каждая девочка, будущая женщина, способна к этой тонкой, изящной работе – вышиванию. Очень помогает на уроках искренний интерес  к этому рукоделию детей 7-10-летнего возраста. Стимула в работе добавляют постоянные гимназические выставки всех вышитых руками детей изделий. Да, есть медлительные, есть ленивые, есть неаккуратные, но и они добиваются конечного успеха. Это особенно радует.  И еще есть моменты, которые согревают душу. Это когда очередная выпускница, вступая в брак, приглашает на таинство венчания, и ты видишь, как она бережно сохранила и сейчас прямо по назначению использует подножное венчальное полотенце, вышитое своими руками. Так шаг за шагом, развивая природно-ценностные качества девочек, в процессе, казалось чисто практической работы подспудно готовимся к своей промыслительной  миссии – быть доброй женой, матерью, хозяйкой, способной обустроить свой дом, создать в нем уют.

     В гимназии  дополнительно к основным урокам работала и сейчас работает  студия  ручной художественной  вышивки для детей и для взрослых. Здесь старшие девочки, их родители, педагоги и просто прихожане из разных храмов города вышивают изделия по собственному выбору, готовят подарки, вышивают комплекты покровцов.

Просмотров: 3287 | Добавил: IrPG_Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

"Гимназистка"

Анкета

Учителю:

Поиск

distant irk 300x8


Нормативные документы по организации образовательного процесса с использованием дистанционных технологий


Информационно-методическое сопровождение организации образовательного процесса с использованием дистанционных технологий


Наша школа ОНЛАЙН



© 2024
Православная женская гимназия г.Иркутск